Самый широкий спектр целевых групп оказался в ответах на второй вопрос. Представители крупных музейных объединений поделились, что им удается охватить практически все варианты целевых аудиторий — от привычных туристов, молодежи и школьников до узконаправленных специалистов, паломников и сотрудников учреждений системы ФСИН.
С первым вопросом у участников тоже не возникло трудностей. Каждый музейный сотрудник или исследователь четко представляет, для кого он выходит на работу каждый день: новое поколение (дети, школьники и студенты), жертвы политических репрессий и их потомки, пожилые люди, общество в целом.
Однако, когда речь зашла о людях, для которых музеи работают именно как музеи памяти, рассказывающие о непростых страницах истории страны, оказалось, что из выше очерченного круга исключена значительная часть потенциальных посетителей музея.
За скобками работы с темой памяти остались школьники, студенты, семьи, дети, люди с разными видами инвалидности. В процессе дискуссии стало понятно, что такое исключение создалось искусственно из-за страха травмировать «неподготовленную» аудиторию или из-за нехватки навыков и компетенций сотрудников для проведения специализированных занятий.
Кроме того, стали очевидными общие болевые точки: потребность в качественном исследовании своей экспозиции, в исследовании целевой аудитории, а главное — нехватка ресурсов для информирования посетителей о том, что музей рассказывает и об этой теме наравне со всеми остальными.
Все это навело участников на вопрос: а что мы можем сделать, чтобы привлечь новую аудиторию?