Новости ассоциации
Онлайн-семинары

Семинар «Музей в школе и вузе: особенности деятельности в современных условиях»

31 января 2024 года участники Ассоциации музеев памяти знакомились с тем, как может быть выстроена работа музеев образовательных организаций.

Семинар для сотрудников музеев и образовательных организаций провел Константин Андреев, руководитель Образовательного центра Музея истории ГУЛАГа.
Музеи школ и вузов — важная составляющая просветительской работы со школьниками и молодежью. Нередко они становятся настоящими локальными культурными центрами. В составе Ассоциации музеев памяти также есть такие участники.
Семинар начался с предложения представить создание нового музея. Иногда важно отвлечься от имеющихся условий, чтобы с новых ракурсов взглянуть на возможности развития музеев. Константин Андреев предложил участникам придумать, как мог бы выглядеть музей, посвященный, например, их любимой книге детства, бабушке, дому или подъезду — какие там размещались бы предметы, какие высказывания считывались.
«Человеческое» измерение исторических экспозиций можно почувствовать только тогда, когда ты пытаешься понять, как сделать так, чтобы в музее было неформально, интересно и содержательно", — отметил ведущий семинара.
Деятельность школьных музеев, музеев колледжей, вузов нередко касается темы истории ГУЛАГа и массовых репрессий, так как музеи работают с краеведческим и биографическим материалом. Как правило, обойти период репрессий стороной в некоторых случаях просто невозможно. В регионах, где располагались лагеря ГУЛАГа, особо остро стоит вопрос о существовании школьных экспозиций, раскрывающих эту своеобразную локальную историю. Некоторые музейные педагоги умеют сделать это качественно и интересно для учащихся. Часто такие музеи становятся еще и местом сбора информации о жертвах массовых репрессий.
На семинаре были обозначены общие рамки работы музеев образовательных организаций, приведены примеры из деятельности существующих музеев. Подводя итоги встречи, Константин Андреев ответил на вопросы, которые касались специфических знаний о деятельности музеев.

Подборка полезных материалов

Разобранный по шагам пример разработки идей для создания музея в образовательной организации:
Развернутая статья Константина Андреева о воспитательном потенциале музеев и выставок:
Материалы в помощь создателям музеев образовательных организаций (базовая подборка самого необходимого):