Новости ассоциации
2024-02-29 20:54 Онлайн-семинары

Семинар «Инклюзия в музеях памяти»

29#nbsp;февраля 2024 года для участников Ассоциации музеев памяти прошел онлайн-семинар, посвящённый инклюзивным практикам в#nbsp;музеях памяти. Встречу провела куратор инклюзивных и#nbsp;образовательных программ Музея истории ГУЛАГа Диана Муравьева.

В#nbsp;октябре 2023 года в#nbsp;Москве прошла очная встреча участников ассоциации, в#nbsp;ходе которой сотрудники региональных музеев отвечали на#nbsp;ключевые вопросы#nbsp;— о#nbsp;чем говорят музеи памяти, какими способами они это делают и#nbsp;главное#nbsp;— для кого?
Когда участники обсуждали, для кого они работают как индивидуальные специалисты#nbsp;— историки, культурологи, музейщики#nbsp;— то#nbsp;получалось, что их#nbsp;аудиторией является почти все общество без исключений. Похожая картина сложилась в#nbsp;разговоре о#nbsp;том, для кого работают музеи в#nbsp;целом. В#nbsp;той или иной степени музеи работают или имели опыт работы со#nbsp;всеми категориями посетителей.
Когда#nbsp;же речь зашла о#nbsp;том, для кого работают музеи памяти, оказалось, что из#nbsp;аудитории исключен огромный пласт людей: посетители с#nbsp;инвалидностью, семьи, подростки и#nbsp;дети младшего школьного возраста и, в#nbsp;общем-то, все, кто не#nbsp;является профессиональным сообществом или родственниками репрессированных. Тогда участниками ассоциации впервые были озвучены вопросы, касающиеся инклюзии в#nbsp;музеях, которые работают с#nbsp;трудным прошлым.
Что такое инклюзия в#nbsp;музее сегодня? Нужна#nbsp;ли она музеям памяти? Как к#nbsp;этому подступиться, если до#nbsp;этого инклюзивных программ в#nbsp;музее не#nbsp;было? А#nbsp;как работать с#nbsp;инклюзивными группами в#nbsp;музее, который говорит о#nbsp;терроре, репрессиях, о#nbsp;смерти, в#nbsp;конце концов?
Семинар Дианы Муравьевой состоял из#nbsp;трех смысловых блоков: теоретическая часть о#nbsp;том, что сегодня понимается под инклюзией в#nbsp;музеях, практическая часть, в#nbsp;которой участники узнали о#nbsp;первых шагах в#nbsp;работе с#nbsp;инклюзией, а#nbsp;также разбор примеров уже реализованных проектов и#nbsp;программ.

Краткое содержание

Теоретический блок

Разговор об#nbsp;инклюзии был начат с#nbsp;обсуждения нового определения понятия «музея», принятого Международным советом музеев (ICOM) в#nbsp;2022 году. В#nbsp;новой трактовке закреплено, что музеи должны быть «доступными и#nbsp;инклюзивными», а#nbsp;значит, это направление встает в#nbsp;один ряд с#nbsp;основными направлениями музейной деятельности.
Важно зафиксировать, что на#nbsp;данный момент в#nbsp;музейном сообществе нет принятого определения понятия «инклюзия», поэтому каждый музей формулирует его для себя самостоятельно, определяя тем самым вектор развития этого направления работы.
В#nbsp;Музее истории ГУЛАГа за#nbsp;основу определения понятия «инклюзия» взята следующая формулировка: «инклюзия#nbsp;— это процесс трансформации общества». Она означает активное включение всех людей, независимо от#nbsp;их#nbsp;особенностей, в#nbsp;общественную жизнь. Сотрудники исходят из#nbsp;того, что под инклюзией понимается взаимодействие музея с#nbsp;самыми разными группами посетителей: люди с#nbsp;инвалидностью, посетители с#nbsp;миграционным опытом, дети и#nbsp;подростки, посетители разных религиозных конфессий, люди пожилого возраста и#nbsp;т.#nbsp;д.
В#nbsp;рамках семинара, исходя из#nbsp;запроса участников, мы#nbsp;заострили внимание на#nbsp;работе с#nbsp;людьми с#nbsp;разными видами инвалидности, поэтому прежде всего поговорили о#nbsp;моделях понимания инвалидности сегодня. В#nbsp;работе с#nbsp;посетителями с#nbsp;инвалидностью важно помнить о#nbsp;том, что музеи стараются придерживаться социальной модели понимания инвалидности, в#nbsp;рамках которой инвалидность понимается как следствие несправедливого устройства общества, связанного с#nbsp;набором определений и#nbsp;стереотипов, принятых в#nbsp;той или иной общности.
В#nbsp;рамках социальной модели понимания инвалидности особое внимание уделено языку, на#nbsp;котором мы#nbsp;говорим в#nbsp;музее о#nbsp;посетителях с#nbsp;инвалидностью и#nbsp;языку, на#nbsp;котором мы#nbsp;общаемся с#nbsp;ними. На#nbsp;первом месте для нас всегда стоит человек, а#nbsp;не#nbsp;его диагноз и#nbsp;особенности.

Практический блок

В#nbsp;этой части семинара речь шла о#nbsp;том, как начать развивать инклюзивное направление в#nbsp;музее, а#nbsp;главное#nbsp;— как это сделать просто. Получилось выработать алгоритм действий, который включает в#nbsp;себя изучение методов работы с#nbsp;посетителями с#nbsp;разным опытом, изучение своей аудитории и#nbsp;экспозиции, адаптацию тех материалов, которые можно использовать сразу в#nbsp;работе. Следующими шагами станут знакомство с#nbsp;представителями сообществ и#nbsp;экспертов из#nbsp;фондов, НКО, а#nbsp;также поиск грантовой поддержки. На#nbsp;этих этапах важно сформировать вокруг музея круг из#nbsp;экспертов, посетителей с#nbsp;различным опытом инвалидности, чтобы вместе делать среду музея более доступной, ориентируясь на#nbsp;реальные запросы вашей аудитории.

Разбор реализованных проектов

Третья часть семинара была посвящена особенностям реализации инклюзивных программ в#nbsp;музее, который работает с#nbsp;трудным наследием или трудными темами. Опыт работы с#nbsp;инклюзивными группами в#nbsp;Музее истории ГУЛАГа и#nbsp;Мемориальном музее «Следственная тюрьма НКВД» показал, что оптика «музея памяти» позволяет говорить о#nbsp;трудном прошлом абсолютно со#nbsp;всеми посетителями. Однако важно провести работу по#nbsp;адаптации текстов и#nbsp;материалов экскурсий. Необходимо найти наименее травматичные слова и#nbsp;выражения для разговора о#nbsp;самых сложных сторонах темы (заключение, пытка, допросы, условия жизни в#nbsp;лагерях, смерть, разлука семей), уметь слышать свою аудиторию и#nbsp;проговаривать те#nbsp;эмоции, которые они могут испытывать в#nbsp;момент экскурсии, найти в#nbsp;экспозиции те#nbsp;примеры и#nbsp;биографии людей, в#nbsp;которых можно найти «позитивные» моменты (что помогало выжить в#nbsp;лагере, о#nbsp;дружбе, о#nbsp;письмах, о#nbsp;том, как семьи воссоединялись).
Участники поговорили и#nbsp;о#nbsp;том, что важно не#nbsp;избегать разговора о#nbsp;смерти. Где, как не#nbsp;в#nbsp;музее, посвященном трудному прошлому, говорить о#nbsp;явлении смерти и#nbsp;том, как его осмыслять. Именно у#nbsp;музеев памяти есть потенциал в#nbsp;развитии инклюзивных программ, так как именно эти музеи имеют своей миссией побуждать к#nbsp;размышлению о#nbsp;ценности человеческой жизни.
В#nbsp;завершение семинара Диана Муравьева рассказала и#nbsp;о#nbsp;том, зачем все-таки инклюзия нужна музеям. Понятно, для чего это необходимо посетителям, обществу. Но#nbsp;что она дает музейному сообществу в#nbsp;современном мире? Помимо того, что работа с#nbsp;инклюзией помогает формировать социальный капитал и#nbsp;позволяет принимать участие в#nbsp;развитии местной инфраструктуры удалось поговорить и#nbsp;о#nbsp;том, что при работе с#nbsp;инклюзией музей может стать социальным лифтом, местом, где можно получать реальные навыки для жизни и#nbsp;трудоустройства. А#nbsp;главное#nbsp;— именно музеи могут в#nbsp;будущем сформировать новую культурную норму, при которой люди привыкнут к#nbsp;разнообразию особенностей и#nbsp;потребностей друг друга, норму, при которой никто не#nbsp;будет исключен из#nbsp;общества. Именно музеи сегодня формируют доступную среду для будущих поколений, среду, в#nbsp;которой будут учтены потребности всех людей без исключения.

Полезные материалы

Инклюзия в музеях памяти: с чего начать? Подробное описание первых шагов для тех, кто хотел бы развивать инклюзивное направление в своем музее.