Новости ассоциации
Онлайн-семинары

Семинар «Инклюзия в музеях памяти»

29 февраля 2024 года для участников Ассоциации музеев памяти прошел онлайн-семинар, посвящённый инклюзивным практикам в музеях памяти. Встречу провела куратор инклюзивных и образовательных программ Музея истории ГУЛАГа Диана Муравьева.

В октябре 2023 года в Москве прошла очная встреча участников ассоциации, в ходе которой сотрудники региональных музеев отвечали на ключевые вопросы — о чем говорят музеи памяти, какими способами они это делают и главное — для кого?
Когда участники обсуждали, для кого они работают как индивидуальные специалисты — историки, культурологи, музейщики — то получалось, что их аудиторией является почти все общество без исключений. Похожая картина сложилась в разговоре о том, для кого работают музеи в целом. В той или иной степени музеи работают или имели опыт работы со всеми категориями посетителей.
Когда же речь зашла о том, для кого работают музеи памяти, оказалось, что из аудитории исключен огромный пласт людей: посетители с инвалидностью, семьи, подростки и дети младшего школьного возраста и, в общем-то, все, кто не является профессиональным сообществом или родственниками репрессированных. Тогда участниками ассоциации впервые были озвучены вопросы, касающиеся инклюзии в музеях, которые работают с трудным прошлым.
Что такое инклюзия в музее сегодня? Нужна ли она музеям памяти? Как к этому подступиться, если до этого инклюзивных программ в музее не было? А как работать с инклюзивными группами в музее, который говорит о терроре, репрессиях, о смерти, в конце концов?
Семинар Дианы Муравьевой состоял из трех смысловых блоков: теоретическая часть о том, что сегодня понимается под инклюзией в музеях, практическая часть, в которой участники узнали о первых шагах в работе с инклюзией, а также разбор примеров уже реализованных проектов и программ.

Краткое содержание

Теоретический блок

Разговор об инклюзии был начат с обсуждения нового определения понятия «музея», принятого Международным советом музеев (ICOM) в 2022 году. В новой трактовке закреплено, что музеи должны быть «доступными и инклюзивными», а значит, это направление встает в один ряд с основными направлениями музейной деятельности.
Важно зафиксировать, что на данный момент в музейном сообществе нет принятого определения понятия «инклюзия», поэтому каждый музей формулирует его для себя самостоятельно, определяя тем самым вектор развития этого направления работы.
В Музее истории ГУЛАГа за основу определения понятия «инклюзия» взята следующая формулировка: «инклюзия — это процесс трансформации общества». Она означает активное включение всех людей, независимо от их особенностей, в общественную жизнь. Сотрудники исходят из того, что под инклюзией понимается взаимодействие музея с самыми разными группами посетителей: люди с инвалидностью, посетители с миграционным опытом, дети и подростки, посетители разных религиозных конфессий, люди пожилого возраста и т. д.
В рамках семинара, исходя из запроса участников, мы заострили внимание на работе с людьми с разными видами инвалидности, поэтому прежде всего поговорили о моделях понимания инвалидности сегодня. В работе с посетителями с инвалидностью важно помнить о том, что музеи стараются придерживаться социальной модели понимания инвалидности, в рамках которой инвалидность понимается как следствие несправедливого устройства общества, связанного с набором определений и стереотипов, принятых в той или иной общности.
В рамках социальной модели понимания инвалидности особое внимание уделено языку, на котором мы говорим в музее о посетителях с инвалидностью и языку, на котором мы общаемся с ними. На первом месте для нас всегда стоит человек, а не его диагноз и особенности.

Практический блок

В этой части семинара речь шла о том, как начать развивать инклюзивное направление в музее, а главное — как это сделать просто. Получилось выработать алгоритм действий, который включает в себя изучение методов работы с посетителями с разным опытом, изучение своей аудитории и экспозиции, адаптацию тех материалов, которые можно использовать сразу в работе. Следующими шагами станут знакомство с представителями сообществ и экспертов из фондов, НКО, а также поиск грантовой поддержки. На этих этапах важно сформировать вокруг музея круг из экспертов, посетителей с различным опытом инвалидности, чтобы вместе делать среду музея более доступной, ориентируясь на реальные запросы вашей аудитории.

Разбор реализованных проектов

Третья часть семинара была посвящена особенностям реализации инклюзивных программ в музее, который работает с трудным наследием или трудными темами. Опыт работы с инклюзивными группами в Музее истории ГУЛАГа и Мемориальном музее «Следственная тюрьма НКВД» показал, что оптика «музея памяти» позволяет говорить о трудном прошлом абсолютно со всеми посетителями. Однако важно провести работу по адаптации текстов и материалов экскурсий. Необходимо найти наименее травматичные слова и выражения для разговора о самых сложных сторонах темы (заключение, пытка, допросы, условия жизни в лагерях, смерть, разлука семей), уметь слышать свою аудиторию и проговаривать те эмоции, которые они могут испытывать в момент экскурсии, найти в экспозиции те примеры и биографии людей, в которых можно найти «позитивные» моменты (что помогало выжить в лагере, о дружбе, о письмах, о том, как семьи воссоединялись).
Участники поговорили и о том, что важно не избегать разговора о смерти. Где, как не в музее, посвященном трудному прошлому, говорить о явлении смерти и том, как его осмыслять. Именно у музеев памяти есть потенциал в развитии инклюзивных программ, так как именно эти музеи имеют своей миссией побуждать к размышлению о ценности человеческой жизни.
В завершение семинара Диана Муравьева рассказала и о том, зачем все-таки инклюзия нужна музеям. Понятно, для чего это необходимо посетителям, обществу. Но что она дает музейному сообществу в современном мире? Помимо того, что работа с инклюзией помогает формировать социальный капитал и позволяет принимать участие в развитии местной инфраструктуры удалось поговорить и о том, что при работе с инклюзией музей может стать социальным лифтом, местом, где можно получать реальные навыки для жизни и трудоустройства. А главное — именно музеи могут в будущем сформировать новую культурную норму, при которой люди привыкнут к разнообразию особенностей и потребностей друг друга, норму, при которой никто не будет исключен из общества. Именно музеи сегодня формируют доступную среду для будущих поколений, среду, в которой будут учтены потребности всех людей без исключения.

Полезные материалы

Инклюзия в музеях памяти: с чего начать? Подробное описание первых шагов для тех, кто хотел бы развивать инклюзивное направление в своем музее.